Главная Новости A-ha Savoy

Apparatijk

The Bridges Magne Furuholmen Morten Harket Paul Waaktaаr-Savoy Дискография Статьи

Apparatijk

Пару лет назад в Москве Магне Фурухолмен (Magne Furuholmen) из A-ha (не вокалист, и не тот, что с гитарой) попал на концерт датской группы Mew. После разговорился с фронтменом Йонасом Бйерром (Jonas Bjerre); выяснилось, что оба – большие любители кататься на лыжах. Компания заядлых спортсменов, куда, кроме Фурухолмена, входят басист Coldplay Гай Берримен (Guy Berryman) и продюсер Мартин Терефе (Westlife, James Morrison, A-ha), пополнилась. И, в общем, ежу понятно, что рано или поздно эти люди, спускаясь с гор, непременно заехали бы в студию и что-нибудь сочинили вместе.

Поначалу коллаборация вылилась в "Antlers" – минорный синтипоп-номер, неотличимый от творений Client. Песня эта вышла на благотворительном сборнике в помощь индейцам Южной Америки "Amazon – Tribe – Songs for Survival" и на открытие не тянула. Впрочем, очевидно, таких задач и не ставилось. И серьезных намерений за этим разовым проектом видно не было – серьезных в привычном для рок- или поп-группы смысле. Apparatijk произносится как "аппаратчик" – да-да, это русское слово, рожденное бюрократической советской системой, и столь неожиданный подход к выбору названия четко отражает творческий, так сказать, метод. Apparatijk – больше, чем музыкальная конструкция; это проект на стыке поп- и концептуального искусства. По словам Фурухолмена, "мы уже сделали вместе массу крутых вещей, от музыки до любительских видео, более или менее понятных арт-проектов и сетевых лабиринтов".

Именно участник A-ha является инициатором и движущей силой проекта. Магне Фурухолмен – не только музыкант A-ha и лидер сольного образования Thundersound, он еще и вполне самостоятельная персона в арт-сообществе. Фурухолмен рисует, занимается скульптурой, фотографирует, регулярно устраивает перформансы и, в общем, состоялся как художник. Очевидно, что просто делать музыку, по крайней мере, вне устоявшихся A-ha, ему не интересно. Обложка альбома Apparatijk "We Are Here" напоминает образец современной живописи и ярко раскрашенную таблицу Менделеева. На групповых фото головы участников группы скрыты под картонными коробками. Дебютный свой концерт, который Apparatijk дали 1 февраля в рамках берлинского CTM Festival, случился внутри специально сконструированного куба. Даже имена собственные подверглись участниками коллектива определенной концептуальной коррекции: их зовут Jonas A, Guy A, Magne A и Martin A. Кстати говоря, подобную штуку (шутку) с именами до Apparatijk провернули все те же Client, фигурировавшие под псевдонимами Client A, Client B, Client E и т. д. Одним словом, Магне Фурухолмен и компания основательно подошли к "Аппаратчику" в той его части, что отвечает за обоснование и эстетику.

Как же обстоит дело непосредственно с музыкой? Прежде всего, "We are Here" не имеет ничего общего с тем, что делают участники A на своих основных местах работы. Здесь не слышно Coldplay, A-ha, почти не слышно Mew. "Почти" – потому, что вокал, как правило, величина постоянная, и Йонас Бйерр поет в Apparatijk так же, как "дома". Собственно, это единственное, что хоть как-то связывает творчество "Аппаратчиков" с "оригиналами".

Если уж проводить аналогии, A сильно похожи на Pet shop boys, Jay-Jay Johanson и тех же "Клиентов". Короче говоря, смурной синтипоп с очевидными и непременными реверансами в сторону восьмидесятых. С учетом того, что сегодня такой музыки хоть мешками таскай, подобные сравнения не вызывают большого энтузиазма. И заранее настраивают на то, что это будет симпатично, актуально (актуально ли?) и вторично. В принципе, все так и есть, если бы не одно но: при всей своей "знакомости" песни Apparatijk звучат и вправду свежо. Кроме того, "We are Here" – не цельное полотно, альбом вполне легко распадается на отдельные хиты ("Supersonic Sound", "Josie", "Look Kids"), под которые можно даже танцевать, правда, танцы эти, скорей всего, будут специфическими. Открытые экспериментам "Аппаратчики" демонстрируют лихость, собирая песни из трех частей, вклинивая в ряд вещей посторонние и неожиданные фрагменты. До середины диска звучит одна электроника, отчетливо живые инструменты возникают на треке "Arrow And Bow" – чтобы снова исчезнуть и вновь изредка радовать позже. В общем, это действительно толковая пластинка, записанная приятными и внутренне свободными людьми, свободными в первую очередь от необходимости кому-то что-то доказывать. Выйди "We Are Here" хотя бы на год раньше, было бы совсем круто.

Лучшие песни: - Deadbeat
- Supersonic Sound
- Josie
- Look Kids

Нюансы:
- Магне Фурухолмен
любит советский авангард и архитектуру конструктивизма. Один из клипов A-ha на песню "Dark Is The Night", по его словам, вдохновлен творчеством Родченко.

- Клип на песню "Antlers" подробно демонстрирует, как проводят время участники группы, и кроме того, показателен с точки зрения стиля.

Катя Масиа aka Imp Magne © 2010-2011
Сайт управляется системой uCoz